Прием ведет практикующий психолог Кудина Елена Евгеньевна.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА.

В нашем агентстве проводит консультацию психолог Кудина Елена Евгеньевна

Консультация проводится по сложным жизненным ситуациям:

- психологическая помощь при подавленном состоянии, помощь при депрессии, стрессе, потере смысла жизни;

- психологическая помощь при потере близкого человека, расставание с любимый человеком, помощь при разводе, помощь в решение семейных конфликтов;

- помощь психолога при потере работы и увольнении;

- отношения в семье, кризисы, трудности в воспитании детей;

- составление психологического портрета;

- проводятся занятия с детьми и консультации родителей по вопросам воспитания и особенностям психического развития детей любого возраста.

А также проводятся тренинги развития личности.

Диагностика взаимоотношений партнеров в добрачный период:

- исследование совместимости ценностных ориентаций, установок, ожиданий предбрачной пары;

- исследование психикофизиологической совместимости партнеров.

Исследование индивидуальности партнеров.

Индивидуальное добрачное и предбрачное психологическое консультирование:

- поиск брачного партнера;

- другие вопросы добрачного консультирования;

- предбрачное консультирование по вопросам супружеской совместимости.

Исследование нравственно-психологических основ супружеских отношений.

3 типа, у которых возникают трудности в поисках брачного партнера

Многие молодые люди, имеют трудности в общении с противоположным полом и поиске брачного партнера. Иногда они затрудняются сформулировать и ясно изложить суть проблемы. Проблема может быть связана не столько с уникальностью личности, сколько с тем, что человек не ценит или не любит своей уникальности, не понимает ее глубокого смысла для мира и общества.

Существуют три типа (наиболее часто встречающиеся) клиентов уникального личностного склада, которые сталкиваются с трудностями в поисках потенциального брачного партнера (по А.Н. Елизарову):

1. Благородный рыцарь (классический герой);

2. Гарри Поттер (рефлексирующий герой, ученый);

3. Свободный художник (интуитивно ориентированная творческая личность).

Благородный рыцарь (классический герой).

Основные черты этого типа:

- открытое независимое поведение (жизненное кредо – бороться за воплощение идеалов справедливости и добра в окружающем мире);

- высокий уровень социального интереса (желание бороться за воплощение идеалов справедливости);

- наивность.

У представителей противоположного пола может вызывать такие реакции:

- желание отомстить, досадить у тех, кто пошел в жизни по пути подавления собственного независимого поведения;

- вызывают повышенный интерес со стороны людей, склонных к манипулированию;

- внимание со стороны демонстративных людей.

Рекомендации:

Молодому человеку или девушке необходимо научиться понимать отличительные особенности своей натуры, возможный диапазон своей уязвимости. Следует ориентироваться на поиск людей, подобных себе (возможно, более старших и опытных), так как «благородный рыцарь» в поисках партнера проявляет пассивность. «Благородный рыцарь» должен уметь беречь себя: таких людей мало, и они представляют ценность для общества.

Гарри Поттер (рефлексирующий герой, ученый)

Основные черты этого типа:

- способность к концентрации внимания на какой-либо отдельной задаче

;

- рефлексивность;

- чувство неполноценности, несостоятельности, непрактичности. У представителей противоположного пола может вызыватьследующие реакции:

- манипуляции;

- психологическое давление.

Рекомендации:

Необходимо найти дружественное социальное окружение, а также научиться защищаться от провокаций, манипуляций и давления.

Свободный художник (интуитивно ориентированная творческая личность)

Основные черты этого типа:

- интуитивность и эгоцентричность;

- способность к пылкой влюбленности;

- склонность к идеализации партнера;

- ощущение собственной неполноценности, несправедливости и непонятности окружающего мира.

Рекомендации:

Данному типу нужно понять свою уникальность и ориентированность на поиск потенциального брачного партнера одного с ним склада или хотя бы понимающего свойства его натуры. Необходимо понять сущность тех ошибок, которые он совершает. Например, стремление доказать истинность своей любви действиями, смысл которых является в той или иной степени самопожертвованием.

Вопросы добрачного консультирования

После знакомства отношения начинают развиваться и потенциальные партнеры оценивают друг друга на предмет вступления в брак. Рассматривают степень сходства интересов, точек зрения, ценностей, возможность дополнять друг друга, привлекательность внешности и манер поведения.

Вот список действий, облегчающих познание партнера:

1. Выясните, кто он (она), что любит, чего не любит, какой стиль общения предпочитает, чем увлекается. Делайте это без лишнего напора, не лезьте в душу, не навязывайтесь, а наблюдайте. Не переживайте, что на это уходит время.

2. Попытайтесь разделить его (ее) увлечения. Но делайте это искренне; посмотрите, в какой степени и в чем вы можете сойтись.

3. Обратите внимание на взаимодополняемость черт характера или потребностей. Развивайте соответствующие формы активности.

4. Не делайте того, что может его (ее) напугать. Делайте то, что может вызвать интерес, внимание.

5. Узнавайте ее (его), но до поры до времени не предлагайте себя. Выясните, что ему (ей) в жизни не хватает (речь идет не о материальных вещах, а о содержании общения): восхищения, дружеского участия, разговоров, молчания? Не «я такой хороший, посмотри на меня», а «вот тебе то, чего никто до сих пор тебе не предложил». Позже выяснится, что это за человек, стоит ли предлагать ему себя.

6. Узнайте, что дает партнеру чувство комфорта, и стремитесь во время встречи обеспечить комфорт. Чем комфортнее условия для человека, тем лучше он относится к окружающим.

7. Если вы стремитесь к обоюдной симпатии, то сокращайте дистанцию, учитывая, конечно, актуальную готовность партнера это вынести. Чем меньше расстояние между людьми, тем более вероятна симпатия между ними.

8. Но сокращать дистанцию следует постепенно. Необходимо следить, не напрягает ли очередное сокращение дистанции партнера.

9. Если частота ваших встреч растет, то и вероятность возникновения ситуаций, когда ощущается взаимное притяжение, увеличивается.

10. Позитивные действия (услуга, помощь, одобрение, высокая оценка и пр.) вызывают симпатию, но лишь в том случае, если эти действия можно объяснить положительным отношением к партнеру.

Факторы, увеличивающие риск появления проблем между супругами в будущем:

- Стереотипы: суждения о другом по возрасту, росту, образованию, профессии, месту жительства;

- соображения выгоды: стремление улучшить за счет брака свое материальное и жилищное положение, переселиться в более престижный район, повысить социальный статус;

- суждения окружающих о другом: о его внешности, характере;

- коллективные представления: в женщинах принято в первую очередь обращать внимание на внешность, в мужчинах – на энергичность, самостоятельность, предприимчивость. Почему-то считается, что мужчина должен быть на 3-10 лет старше жены, быть выше ее ростом, иметь такой же или выше уровень образования;

- партнер подает себя не таким, каким он является на самом деле, скрывает часть значимой информации о себе. Данный обман все равно со временем раскроется;

- партнеру приписывают собственные черты и переживания, например, чувство одиночества, желание иметь и воспитывать детей.

В современной практической психологии разработаны техники, с помощью которых у супругов, находящихся в конфликтной ситуации, формируют навыки конструктивного поведения. Рассмотрим некоторые из них: «Супружеский договор», «Конструктивная ссора».

Методика «Супружеский договор»

В настоящее время существуют различные варианты модификации этой методики. Супругам предлагается письменно изложить свои требования друг к другу. Затем с помощью психолога супруги делают эти требования максимально конкретными и между ними заключают договор: каждый будет стараться делать то, что требуется другому, в ответ на подобную его встречную активность. Далее представлен образец такого супружеского договора (С. Кратохвилл, 1991).

Супружеский договор

Пункты разногласий:

1) Домашний бюджет:

Обязательства мужа

Буду ежемесячно вносить в семейный бюджет … руб, уплачивать налоги - …руб, делать сбережения в размере …руб, а также покупать бензин для автомобиля; оставлять на карманные расходы …руб.

Обязательства жены

Буду самостоятельно вести семейный бюджет и вносить в него свою долю в размере …руб; оставлять на карманные расходы …руб

2) Секс и душевный разговор

Обязательства мужа

По возвращении домой не менее 10 минут разговаривать с женой; ежедневно говорить ей какой-то комплимент; не буду использовать грубых выражений; не буду принуждать жену к исполнению супружеских обязанностей

Обязательства жены

Создать в доме атмосферу нежности, половые отношения 3 раза в неделю (дни по собственному выбору); в сексе проявлять инициативу не реже 1 раза в неделю

3) Свободное время

Оба супруга

По крайней мере, один раз в месяц организовывать совместный отдых вне дома; обязанности по его организации выполнять поочередно.

4) Другое

Обязательства мужа

Всегда убирать свои вещи на место. Заниматься детьми и домашним хозяйством, когда жена задерживается на работе

Обязательства жены

При обсуждении возникающих проблем (1-2 раза в неделю по 10-20 мин) буду сотрудничать и использовать в споре логические доводы

Через неделю супруги встречаются с психологом для обсуждения изменений в договоре, чем его необходимо дополнить. Также обсуждаются и причины незапланированных нарушений, как их избежать в будущем.

Иногда строятся графики освоения навыков: клиенты получают формуляры, в которых отмечают частоту желаемого (нежелательного) поведения по отдельным дням. На основе этих формуляров строится график освоения навыков решения проблем. Можно использовать дневниковые формы записей – ежедневные отметки о стремлении партнера достигнуть положительных изменений поведения. Например, клиент получает задание ежедневно отмечать, «что сегодня партнер сделал мне приятного» или «что из сделанного сегодня партнером мне понравилось».

Методика психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье В.А. Смехова

Методика предназначена для работы с теми супругами, которые обладают богатыми внутренними ресурсами для самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций (высокий уровень образования, духовные ценностные ориентации и др.), но не могут их реализовать из-за активизации защитных механизмов. Основное назначение данной методики – преобразование типичных образцов поведения в супружеском конфликте. Методика предполагает в процессе работы с клиентом анализ 11 рефлексивных планов:

1. Краткое содержание конфликтной ситуации.

2. Как реально я себя вел.

3. Как я хотел бы вести себя в подобной ситуации.

4. Как я должен был бы вести себя в подобной ситуации.

5. Как реально он себя вел.

6. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации.

7. Как он хотел бы вести себя в подобной ситуации.

8. Каким он видел меня в этой ситуации.

9. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуации.

10. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации.

11. Каковы причины, цели и обстоятельства всего происшедшего.

Применение данных вопросов к конкретной ситуации способствует формированию у клиента адекватного образа конфликтной ситуации, осознанию как своего поведения, так и поведения другой стороны в конфликтной ситуации. В итоге это способствует формированию у клиента конструктивных способов поведения в трудных ситуациях.

Ваш психолог Кудина Елена